Корзина
37 отзывов
+38(050)4872083
Контакты
ФОП Брайко Наталья Владимировна, магазин моторных масел «ХЕЛЬСИНКИ»
+38050487-20-83Владимир
+38050988-05-76Юрий (Гиперпрессованный кирпич)
+38068486-57-70Юрий (Гиперпрессованный кирпич))
+38050457-58-72Наталья (Бухгалтер)
Владимир Брайко
УкраинаКировоградская областьКропивницкиймагазин моторных масел «Хельсинки», ул. Фрунзе 1а25002
575-680-490
filtr14
Карта

Обозначение моторных масел

Обозначение моторных масел

Обозначение моторных масел

Для обеспечения безотказной и долговечной работы автомобильного двигателя необходимо использовать моторные масла, которые по своим свойствам соответствуют их конструкции и условиям эксплуатации.

Состав масел. Все современные моторные масла состоят из основы (базового масла) и подобранного набора («пакета») присадок. В качестве базовых масел используются масляные фракции, полученные при переработке нефти, или искусственно синтезированные органические соединения, а также их смеси. Соответственно моторные масла подразделяются на:

минеральные (mineral);

синтетические (synthetic, full synthetic);

частично синтетические или полусинтетические (semi-synthetic, tail synthetic).

Если основа масла не указана на канистре, скорее всего, оно минеральное. Синтетические и полусинтетические масла обладают лучшими свойствами, чем минеральные, но они значительно дороже. Применение синтетических масел не всегда полезно в двигателях, где предусмотрено минеральное, в частности это может привести к его утечкам через резиновые уплотнения (сальники).

Вязкость масел — важнейшее их свойство. Она уменьшается с ростом температуры и наоборот. Если вязкость мала, давление в системе смазки (при работе двигателя) будет недостаточным и износ трущихся деталей ускорится. Чрезмерно вязкое масло при отрицательных температурах может привести к тому, что стартер не провернет двигатель. Кроме того, слишком густое масло поступит к трущимся деталям с задержкой, вызывая «масляное голодание».

По величине вязкости1 и ее изменениям в зависимости от температуры масла разделяют на:
зимние масла обладают небольшой вязкостью для обеспечения холодного пуска двигателя при низких температурах, но не обеспечивают надежного смазывания в летних условиях эксплуатации;
летние масла благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С;
всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких — летних.

Летние и зимние масла практически вытеснены всесезонными в основном потому, что их не надо заменять в течение года.

Зависимость вязкости различных масел от температуры представлена на рис. 1.

Эксплуатационные свойства масел определяют возможную область их применения в различных двигателях. К ним относятся: противоизносные, моющие, антиокислительные свойства, коррозионная активность, склонность к образованию различных отложений и т. д.

SAE (Общество автомобильных инженеров — США);

API (Американский институт нефти — США);

ILSAC (Международный комитет по одобрению и стандартизации смазочных материалов);

ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей).

В зависимости от вязкости, масла подразделяют на следующие классы:
зимние: 3з; 4з; 5з; 6з; 6; 82;

летние: 82; 10; 12; 14; 16; 20;

всесезонные: 3з/8; 4з/6; 4з/8; 4з/10; 5з/10; 5з/12; 5з/14; 6з/10; 6з/14; 6з/16.

Буква «з», стоящая рядом с цифрой, указывает на то, что масло загущено присадками для сохранения достаточной вязкости при рабочей температуре двигателя.

Во всех перечисленных классах чем больше числовое значение, тем больше вязкость.

В зависимости от области применения и типа двигателя масла делятся на группы от А до Е) с индексами:
«1» — для бензиновых двигателей;

«2» — для дизелей.

Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей.
Классификация SAE
Редакция SAE J-300APR97 от 1 августа 2001 г. включает в себя 6 зимних и 5 летних классов моторных масел.

Зимние содержат в обозначении букву «W» (от англ. «Winter» — зима): OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W.

Летние обозначаются — 20, 30, 40, 50, 60 (чем больше число, тем выше вязкость масла).

Всесезонные масла имеют двойное обозначение, например SAE 15W-40.

Классификация API

По эксплуатационным свойствам и назначению моторные масла подразделяются на две категории:

S (Service) — для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов;

C (Commercial) — для дизелей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракто-ров, дорожно-строительной техники.

Обозначение класса состоит из двух букв латинского алфавита: первая (S или C) указывает категорию масла, вторая (от А до L) — уровень эксплуатационных свойств. Чем дальше от начала алфавита вторая буква, тем выше уровень свойств (рис. 5). Класс SL введен только в 2001 г. и отличается от SJ существенно лучшими антиокислительными, противоизносными, противопенными свойствами, а также меньшей испаряемостью.

Европейская классификация ACEA

Редакция 2002 г. предъявляет более жесткие, эксплуатационные требования к маслам чем API, разделяет их на 3 класса и содержит 14 категорий (указаны в скобках):

А — для бензиновых двигателей (А1-02, А2-96 выпуск 3, А3-02, А4-ХХ — резервная, А5-02);

В — для дизелей легковых автомобилей (В1-02, В2-98 выпуск 2, В3-98 выпуск 2, В4-02 и В5-02);

Е — для дизелей грузовых автомобилей (Е2-96 выпуск 4, Е3-96 выпуск 4, Е4-99 выпуск 2 и Е5-02).

Классификация ILSAC

Разработана совместно с JAMA (Ассоциация производителей автомобилей Японии) и ААМА (Ассоциация производителей автомобилей Америки). ILSAC содержит три класса GF-1, GF-2, GF-3 для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Все они являются энергосберегающими.

Для бензиновых двигателей легковых автомобилей японского производства лучше всего подходит эта классификация, для американских автомобилей равноценны как масла по ILSAC, так и по API.

Спецификации производителей автомобилей

В классификациях API и АСЕА сформулированы минимальные базовые требования, которые согласованы между производителями масел, присадок к ним и изготовителями автомобилей. За последними оставлено право выдвигать собственные дополнительные требования к маслам, которые формулируются в спецификациях автозаводов.

Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо классификации (например, АСЕА), либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению. В инструкции по эксплуатации автомобиля обязательно присутствуют спецификации, а их номер наносится на упаковку масла, рядом с обозначением его класса эксплуатационных свойств.
Последние две цифры указывают год утверждения класса. Универсальные масла для бензиновых двигателей и дизелей имеют обозначения обеих категорий, например API SG/CD, API SJ/CF.

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных (CD-2, CF-2) и четырехтактных дизелей (CF-4, CG-4, СН-4).

В настоящее время API сертифицирует моторные масла классов SJ, SL, CF, CF-2, CF-4, CG-4, СН-4. Масла остальных классов по API, отмененных в США, следует использовать, если они допущены производителями автомобилей.

Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving), стоящей после обозначения класса API. Например, API SJ/CF-4 ЕС. Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать экономию топлива от 0,5 до 2,5% и даже более (в зависимости от категории масла и метода оценки экономичности).

Римские цифры после букв ЕС указывают уровень получаемой экономии топлива (ЕС II — 2,5%). Моторные масла классифицируют по вязкости и эксплуатационным свойствам (области применения). В последние годы как отличительный признак учитываются энергосберегающие свойства. Существуют различные системы классификации и обозначения моторных масел, установленные национальными и международными стандартами. В России это ГОСТ 17479.1-85 «Обозначение нефтепродуктов. Масла моторные».

Рекомендации

При выборе моторного масла следует ориентироваться на рекомендации, изложенные в инструкции по эксплуатации. Желательно также принимать во внимание следующее:
перечень марок масел, допущенных к применению, постоянно изменяется, получают допуск новые марки, некоторые его теряют;

температурный диапазон применения, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;

не стоит оценивать масла по цвету, большинство вводимых в него присадок делают его более темным;

замену масла при тяжелых условиях эксплуатации необходимо производить в 1,5—2 раза чаще3, то же рекомендуется делать для автомобилей со значительным пробегом, так как условия его работы в изношенных двигателях более жесткие, в частности из-за окисляющего действия сгоревших газов, попадающих в масляный катер;

быстрое (через 1—2 тыс. км побега) почернение масла не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств4;

доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как масла разных производителей содержат различные пакеты присадок и смешивание может ухудшить их свойства;

нежелательно смешивать минеральные и синтетические масла, а также доливать минеральное в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах5;

если неизвестно, что использовал прежний владелец автомобиля, перед заменой желательно промыть систему смазки6;

добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие7.
1 Вязкость масла измеряется с помощью специального прибора — вискозиметра.
2 Масло класса «8» можно использовать как летом, так и зимой.
3 При эксплуатации автомобиля в городе, а также по бездорожью, где движение осуществляется преимущественно на низших передачах, двигатель совершает большее количество оборотов на километр пробега, чем при движении по трассе, и старение масла ускоряется.
4 Этот эффект, как правило, связан с тем, что качественное моторное масло смывает различные отложения в двигателе и накапливает в себе продукты неполного сгорания топлива.
5 Результатом смешивания может быть выпадение присадок в нерастворимый осадок. Поэтому такой долив допустим только в крайних случаях, например чтобы доехать до гаража или автосервиса, где смесь, находящуюся в двигателе, необходимо сразу заменить на подходящее масло.
6 В противном случае свежее высококачественное масло может смыть большое количество отложений, что приведет к быстрому засорению фильтра системы смазки.
7 В качественном масле пакет присадок точно сбалансирован, и добавление в него какого-либо препарата, как правило, нарушает этот баланс.